В начале 2019 года произошел массовый сбой в приеме электронной отчетности налоговой службой. Организации и ИП стали получать подтверждения сдачи деклараций только через месяц. Однако менее удачливым пришли отказные протоколы. Но это еще не все: некоторые инспекции сочли, что на их основании можно и оштрафовать налогоплательщиков, и заблокировать их банковские счета.
Причины сбоя и его последствия
В январе и начале февраля у многих организаций не получалось полноценно сдать электронную налоговую отчетность – из ФНС не приходило никакого ответа о приеме отчетности либо отчетность вообще не удавалось отправить по ТКС. О причинах такого сбоя налоговая служба сообщила на своем сайте 5 февраля, когда стало ясно, что явление носит массовый характер. По словам ФНС, сбой связан с переходом на новую централизованную программу налогового администрирования. При этом налоговая служба обратила внимание, что в случае, если налогоплательщик направил электронную отчетность, но в ответ вовремя не получил из налогового органа результирующую квитанцию по обработке представленной отчетности, то:
- для определения своевременности сдачи отчетности надо ориентироваться на дату подтверждения отправки документов, которая формируется у оператора электронного документооборота. Если эта дата укладывается в срок, установленный для сдачи отчетности, значит, такая отчетность сдана без просрочек;
- не требуется направлять повторно отчетность, по которой ИФНС вовремя не представила результирующие квитанции.
Казалось бы, все ясно, и история с проблемами при отправке электронной отчетности должна была закончиться мирно. Но не обошлось без эксцессов. Так, некоторым организациям и ИП вовремя не пришло даже уведомление «Подтверждение даты отправки». По правилам выслать его должны не позднее чем по истечении 2 часов с момента отправки отчета. В таком случае надо было связываться со своим спецоператором и выяснять, в чем проблема.
Другим же пришло подтверждение о сдаче отчетности, но позднее они получили от налоговой «Сообщение об ошибке». В таком случае надо было исправлять выявленные недочеты и направлять отчетность повторно. Хорошо, если такое сообщение пришло до того, как истек срок сдачи отчетности. У налогоплательщиков было время для исправления ошибок и пересдачи.
Однако были и те, кому сообщение об ошибке пришло уже после истечения всех сроков сдачи. И некоторые инспекции сочли, что отчетность вообще не была вовремя сдана. А раз так, то можно оштрафовать налогоплательщика за несвоевременную сдачу отчетности — минимум на 1000 руб. Кроме того, если декларации не были сданы в течение 10 рабочих дней со дня истечения конечного срока, то инспекция могла заблокировать банковские счета.
Разбираемся, права ли инспекция
По правилам НК декларация считается представленной в день ее отправки – при представлении по ТКС или через личный кабинет. А как мы уже сказали, день отправки — это дата, зафиксированная в «Подтверждении даты отправки».
Причем Кодекс прямо указывает на то, что инспекция не вправе отказать в принятии отчетности, представленной по установленной форме (формату). Кроме того, согласно утвержденному Минфином Административному регламенту, перечень оснований, по которым инспекция может отказать в приеме декларации, закрытый. И такого основания, как ошибки в показателях декларации, там нет.
Получается, что, даже если отчетность ушла в ИФНС с ошибками, она все равно должна считаться сданной, причем в день ее отправки по ТКС (через личный кабинет). Если следовать такой логике, то инспекции не имеют права применять какие-либо санкции за то, что в представленной своевременно отчетности были обнаружены ошибки. И есть суды, поддерживающие такую позицию.
Обжалуем штраф за просрочку сдачи отчетов
Инспекция, отказав в приеме отчетности и зафиксировав впоследствии несвоевременное представление, направит вам акт об обнаруженных правонарушениях. Получив его, начните готовить письменные возражения. Их нужно подать в инспекцию в бумажном виде в течение 1 месяца со дня получения акта. Можно представить возражения:
- через канцелярию ИФНС или ее окно приемки документов;
- по почте – письмом с описью вложения.
Пример возражений:
«Наша организация ООО «…» 22.01.2019 направила по ТКС в инспекцию декларацию по … за 2018 г., что подтверждается данными оператора электронного документооборота. Это было сделано в пределах срока, установленного НК РФ для сдачи декларации. Декларация составлена по установленному формату, подписана надлежащим образом уполномоченным лицом. Учитывая правила, закрепленные п. 4 ст. 80 НК РФ, декларация должна считаться представленной в налоговый орган 22.01.2019. Законных оснований для отказа в приеме указанной декларации у ИФНС нет.
Кроме того, до истечения срока, установленного для сдачи декларации, организация не получала от инспекции каких-либо сообщений об обнаруженных в декларации недостатках. Однако позднее, 11.02.2019, по ТКС было получено сообщение об обнаруженных ошибках. Такая длительная задержка в обработке ФНС представленной налоговой декларации лишила нашу организацию возможности устранить ошибки и представить в инспекцию декларацию с исправленными данными в пределах срока, установленного НК РФ.
Наличие программного сбоя официально подтверждается налоговой службой (см. сообщение на сайте ФНС от 05.02.2019). Такой сбой может считаться смягчающим обстоятельством 1 в случае, когда налогоплательщик действительно допустил правонарушение. Но в нашем случае налоговая декларация была представлена вовремя. Налогового правонарушения наша организация не совершала. Поэтому штраф за несвоевременное представление декларации, предусмотренный п. 1 ст. 119 НК РФ, который указан инспекцией в Акте от ... 2019, незаконен и подлежит отмене (подп. 1 п. 1 ст. 109 НК РФ)».
Комментарий
Рекомендуем упомянуть в своих возражениях о массовом программном сбое. Даже если инспекция, получив ваши возражения, сочтет наложение штрафа законным, при наличии смягчающих обстоятельств она должна снизить его как минимум в 2 раза. А дальше будете сами решать: оспаривать ли такой пониженный штраф или нет.
Если вас не устроит решение инспекции, можно подать жалобу в вышестоящий налоговый орган (УФНС). Направляется такая жалоба через инспекцию, принявшую решение, хоть в бумажном виде, хоть в электронном (по ТКС или через личный кабинет). Затем побороться за свои права можно, направив жалобу в ФНС. Если и это не поможет, то следующая инстанция – арбитражный суд.
Боремся с блокировкой счета
Если ваш банковский счет заблокирован из-за того, что инспекция сочла непредставленными налоговую декларацию, расчет 6-НДФЛ или расчет по страховым взносам, лучше одновременно:
- как можно быстрее представить в ИФНС декларацию с исправленными ошибками, поскольку представление декларации (иной отчетности) – основание для разблокировки счета. Не позднее чем на следующий рабочий день после представления вами декларации инспекция должна принять решение об отмене блокировки;
- подать жалобу на решение о блокировке счета. Укажите в ней приведенные нами аргументы, доказывающие, что изначально поданная вами отчетность должна считаться представленной. Следовательно, ИФНС не имеет права ни блокировать ваши банковские счета, ни штрафовать за несвоевременное представление отчетности.
Жалоба адресуется УФНС, а передавать ее надо через инспекцию, заблокировавшую счет. Кстати, в такой жалобе можете сразу заявить требование о выплате вам процентов за незаконную блокировку банковских счетов.
Получив жалобу, ваша налоговая может сама отменить блокировку счета. Если этого не произойдет, разбираться с вашей жалобой будет УФНС. На это уйдет время, и если вы еще не представили исправленную отчетность, то доступа к банковскому счету какое-то время не будет. Впрочем, если вас это не останавливает, дальше можно жаловаться в ФНС и искать правды в суде.
Есть еще одна неприятность, с которой столкнулись налогоплательщики. У некоторых из них сложилась такая ситуация:
- на момент отправки налоговой отчетности по ТКС у лица, подписавшего такую отчетность, была действующая доверенность;
- от инспекции несколько дней не приходило никакого ответа о приеме отчетности. За это время срок доверенности истек;
- впоследствии из инспекции пришел отказной протокол: отчетность не принята из-за просроченной доверенности.
Отказ в приеме отчетности по такой причине также надо обжаловать. Ведь если на дату отправки отчетности доверенность действовала, то полномочия представителя были подтверждены должным образом. А значит, не было законных оснований для отказа в приеме декларации.
Документ предоставлен здательством "Главная книга"
Статья впервые опубликована в журнале «Главная книга» № 454, 2019.