В практической деятельности строительных компаний зачастую складывается ситуация, при которой необходимо увеличить срок исполнения обязательств по государственному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства.
Для решения вопроса о возможности изменения такого условия контракта, как срок выполнения работ, необходимо определить, относится ли оно к существенным условиям такого контракта. В соответствии со ст. 766 ГК РФ, государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон. Следовательно, срок выполнения работ по контракту является существенным условием данного контракта. П. 2 ст. 767 ГК РФ предусматривает, что изменения условий государственного или муниципального контракта, не связанные с обстоятельствами, указанными в п. 1 ст. 767 ГК РФ, в одностороннем порядке или по соглашению сторон, допускаются в случаях, предусмотренных законом.
Таким образом, законодатель прямо говорит о том, что вопросы изменения существенных условий государственного контракта могут быть урегулированы специальным законодательством.
В настоящее время, исполняются государственные контракты, заключенные в разное время, в том числе и до 01.01.2014 г. Соответственно, возникает вопрос о том, какое специальное законодательство подлежит применению к контрактам, заключенным до 01.01.2014 г. – Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" или Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с ч. 1 ст. 112 Закона № 44-ФЗ, к отношениям, возникшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, он применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Представляется, что возникновение новых прав и обязанностей происходит в результате возникновения нового правоотношения, а в результате изменения условий договора (контракта) нового правоотношения не возникает. Об этом свидетельствуют положения п.1 ст. 453 ГК РФ, в соответствии с которыми, при изменении договора обязательства сторон сохраняются в измененном виде. Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что к отношениям, связанным с изменением условий контракта, заключенного до 01.01.2014 г. применяются положения Закона № 94-ФЗ.
В соответствии с п. 2 ст. 708 ГК РФ, указанные в договоре подряда начальный, конечный и промежуточные сроки выполнения работы могут быть изменены в случаях и в порядке, предусмотренных договором, однако ст. 766 ГК РФ предусмотрено, что изменение условий государственного контракта возможно только в случаях, предусмотренных законом.
Исходя из системного толкования данных норм, можно сделать вывод о том, что для изменения условий государственного контракта необходимо одновременное наличие двух условий:
- указание на возможность такого изменения в контракте;
- указание на возможность такого изменения в специальном законе, в данном случае – Закона № 94-ФЗ.
Такого подхода придерживаться и судебная практика, которая будет рассмотрена ниже.
Порядок изменения условий государственного контракта предусмотрен ч. 5 ст. 9 Закона № 94-ФЗ.
В соответствии с ним, при заключении и исполнении контракта, изменение условий контракта, указанных в частях 11 и 12 настоящей статьи, части 12 статьи 25, части 5 статьи 27, части 3 статьи 29, части 1 статьи 31, части 7 статьи 31.4, части 3 статьи 31.5, части 12 статьи 35, части 6 статьи 36, части 13 статьи 37, части 3 статьи 38, части 1 статьи 40, части 14 статьи 41, части 22 статьи 41.8, части 11 статьи 41.9, части 15 статьи 41.11, частях 10 и 14 статьи 41.12, части 6 статьи 42, частях 6 и 8 статьи 46, части 8 статьи 47, части 10 статьи 53 и частях 5 и 6 статьи 54 настоящего Федерального закона, по соглашению сторон и в одностороннем порядке не допускается, за исключением случаев, предусмотренных частями 6 - 6.6 и 8.1 настоящей статьи.
Таким образом, исходя из положений ст. 708 ГК РФ и ч. 5 ст. 9 Закона № 94-ФЗ, изменение условия о сроке выполнения работ возможно при условии установления случаев и порядка такого изменения в контракте, поскольку условие о сроке не входит в перечень условий, изменение который не допускается п. 5 ст. 9 Закона № 94-ФЗ.
Подобного подхода придерживается и арбитражная практика, в частности, в Постановлении ФАС Московского округа от 19.10.2011 по делу N А40-150631/10-81-1271, Постановлении ФАС Уральского округа от 28.12.2013 N Ф09-13844/13 по делу N А07-22501/2012, Решении Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29.07.2013 по делу N А07-22501/2012.
Теперь необходимо рассмотреть ситуацию, связанную с изменением условий контракта, заключенного после 01.01.2014 г, и к которому подлежат применению нормы Закона № 44-ФЗ. Порядок изменения существенных условий контракта предусмотрен ст. 95 данного закона. В соответствии с ч. 1 ст. 95, изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается. Вместе с тем в данной норме содержится исчерпывающий перечень случаев, при которых возможно изменение существенных условий контракта по соглашению сторон.
Так, пп. «а» п.1 ч.1 ст.95 Закона № 44-ФЗ установлена возможность изменения условий контракта в случае, если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта, к которым можно отнести и срок осуществления работы.
П. 6 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ предусмотрена возможность изменения условий контракта в случаях, предусмотренных п. 6 ст. 161 БК РФ, а именно, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика, как получателя бюджетных средств, лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом.
Также, п.п. 2 и 3 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ установлена возможность изменения условий государственного контракта, заключенного на срок не менее чем три года по цене, равной или превышающей размер цены, установленной Правительством РФ, в случае, если исполнение указанного контракта, по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий, невозможно. При этом, основанием для изменения условий государственного контракта по соглашению сторон является решение Правительства РФ (высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ).
Постановлением Правительства РФ от 19.12.2013 № 1186 «Об установлении размера цены контракта, при которой или при превышении которой существенные условия контракта могут быть изменены по соглашению сторон на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и местной администрации, в случае если выполнение контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно» установлены следующие размеры цены государственного контракта, заключенного на срок не менее чем 3 года для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, при которой или при превышении которой существенные условия контракта могут быть изменены в установленном порядке, в случае, если выполнение контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно:
- 10 млрд. руб. — для контракта, заключенного для обеспечения федеральных нужд
- 1 млрд. руб. — для контракта, заключенного для обеспечения нужд субъекта РФ
Кроме того, ч. 1.1 ст.95 Закона № 44-ФЗ предусматривает возможность изменения условий контракта, в том числе и условия о сроке, по соглашению сторон, если срок исполнения контракта завершается в 2015 году, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Такой порядок установлен Постановлением Правительства РФ от 06.03.2015 N 198 "Об утверждении Правил изменения по соглашению сторон срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) количества товаров, объема работ, услуг, предусмотренных контрактами, срок исполнения которых завершается в 2015 году".
В соответствии с пп. «б» п. 3 вышеуказанного Постановления, данные Правила применяются к контрактам со сроком исполнения свыше 6 месяцев, исполнение которых по независящим от сторон обстоятельствам без изменения их условий невозможно и предметом которых являются строительство, реконструкция, техническое перевооружение объектов капитального строительства, включая приобретение оборудования, входящего в смету строительства, реконструкции, технического перевооружения, и (или) проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением научно-методического руководства.
Таким образом, все вышеизложенные ситуации являются теми, при которых возможно изменение условия государственного контракта о сроке выполнения работ. Данный вывод подтверждается судебной практикой, в частности, Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 07.04.2015 по делу N А33-12870/2014.