Регуляторная гильотина является не только устойчивым словосочетанием, но и надеждой на уменьшение документов юридических лиц. Но у регуляторной гильотины есть и обратная сторона: ревизия правовых актов позволяет выявить сферы деятельности, пренебрегаемые существенным количеством работодателей. К таким сферам деятельности, в частности, относятся воинский учет и мероприятия по гражданской обороне (ст. 8 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне").
Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» в обязанности организаций, их должностных лиц, в частности, в области обороны вменяет не только мобилизационные мероприятия, воинский учет работников, предоставление для нужд обороны зданий, сооружений, транспорта с последующей компенсацией понесенных расходов, но и выполнение мероприятий по гражданской и территориальной обороне. Привычно можно «отмахнуться» от данных обязанностей, но в эпоху тотальной цифровизации это сделать так просто не удастся.
Воинский учет: особенности работы
Свидетельством внимания государственных органов к воинскому учету являются изменения:
- Постановления Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 "Об утверждении Положения о воинском учете",
- Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе",
- Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне".
Конечно, основная масса изменений затрагивает полномочия, обязанности территориальных структур - поселений, муниципальных и городских округов, но именно территориалы имеют прямую возможность повлиять на хозяйствующий субъект, задав прямые и предвзятые вопросы о неведении или ненадлежащем ведении воинского учета.
Ко второму чтению Госдумой подготовлен проект Федерального закона N 620700-7 (https://sozd.duma.gov.ru/bill/637094-7), ужесточающий ответственность в сфере воинского учета и увеличивающего штрафные санкции на ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ, ответственных за воинский учет. Но пока закон не вступил в силу, у специалистов есть время восстановить воинский учет, не нанося значительного финансового ущерба (планируется увеличение штрафов до10 000 руб.).
Обратите внимание! Кроме увеличения ответственности, планируется увеличить срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения порядка воинского учета с двух месяцев до трех лет.
Гражданская оборона: рекомендации для специалистов
Регулирование мероприятий по гражданской обороне осуществляется не только в рамках обороноспособности страны, но и как отдельная сфера безопасности хозяйствования, определенная Федеральным законом от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне". Статья 9 Федерального закона обязывает организации планировать и организовывать проведение мероприятий по гражданской обороне с созданием, содержанием запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, а также осуществлять подготовку своих работников в области гражданской обороны.
Порядок реализации требований по гражданской обороне определен Постановлением Правительства РФ от 02.11.2000 N 841 "Об утверждении Положения о подготовке населения в области гражданской обороны". Согласно данному постановлению, юридические лица:
- проводят курсовое обучение в области гражданской обороны;
- создают и поддерживают в рабочем состоянии соответствующую учебно-материальную базу;
- разрабатывают программу проведения с работниками организации вводного инструктажа по гражданской обороне;
- организуют и проводят вводный инструктаж по гражданской обороне с вновь принятыми работниками организаций в течение первого месяца их работы;
- планируют и проводят учения и тренировки по гражданской обороне.
Требования к мероприятиям по гражданской обороне определяются и Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", очередная новая редакция которого вступила в силу. Пункт 5 статьи 4.1. данного Федерального закона включает мероприятия гражданской обороны в комплекс единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Для реализации требований по гражданской обороне создаются специальные структурные подразделения или назначаются должностные лица.
Что конкретно должно быть на предприятии структурное подразделение или только должностное лицо, определяется категорией юридического лица по гражданской обороне (статья 1 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", Постановление Правительства РФ от 10.07.1999 N 782 "О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны").
Наличие специалиста или подразделения по гражданской обороне должно отражаться в штатном расписании с подчинением его только руководителю предприятия (пункт 8 Приказа МЧС России от 23.05.2017 N 230 "Об утверждении Положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций"). Количество работников по гражданской обороне организации определяется численностью персонала компании со всеми ее представительствами и филиалами.
Все специалисты по гражданской обороне должны пройти специальное обучение с выдачей документа о квалификации, вносимом в Федеральный реестр сведений о документах (Постановление Правительства РФ от 26.08.2013 N 729 "О федеральной информационной системе "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении" (вместе с "Правилами формирования и ведения федеральной информационной системы "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении").
Отсутствие сведений о выданных документах об обучении, об оплате обучения прямо отражается в сведениях о юридическом лице соответствующих государственных информационных систем. Это упрощает надзорным органам проведение мониторинга соответствующих сфер деятельности (Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Постановление Правительства РФ от 05.04.2010 N 215 "Об утверждении Правил подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора)").
Невыполнение мероприятий по подготовке к защите населения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей (ст. 20.7, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ).
Действия юридического лица для обеспечения выполнения мероприятий по гражданской обороне, требований к ведению воинского учета более подробно изложены в информационных материалах, подготовленных специалистами ИБ «КонсультанПлюс», например: