Логотип Аскон
215
iconВ избранноеPDF

Топ-3 вопроса онлайн-бизнеса к юристу этой осенью

Благодаря развитию информационных технологий онлайн-бизнес становится все более популярной сферой деятельности: предприниматели активно открывают онлайн-школы, интернет-магазины, создают ИТ-компании.

При этом многие из них ежедневно сталкиваются с большим количеством юридических вопросов - от регистрации бизнеса до судебной защиты своих нарушенных прав.

1. Как зарегистрировать товарный знак?

Если владелец онлайн-бизнеса планирует вкладывать деньги в продвижение своего бренда, ему необходимо зарегистрировать товарный знак.

Это залог успешного развития дела, эффективной защиты от конкурентов и значительного увеличения стоимости активов компании.

Исключительное право на средство индивидуализации признается при условии его государственной регистрации и подтверждается официальным документом – свидетельством на товарный знак.

Прием и экспертизу заявок на государственную регистрацию товарного знака осуществляет Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент).

Итак, каков алгоритм действий при регистрации товарного знака?

Проводим исследование уникальности товарного знака.

Сделать это можно, в том числе с помощью сервиса Роспатента «Поисковая платформа».

Функционал платформы предоставляет пользователям возможность для проверки схожести обозначений. Поиск доступен не только по тексту, но и по изображениям, звучанию или смыслу.

Проверяем ЕГРЮЛ на предмет сходного до степени смешения фирменного наименования.

При наличии в реестре юридического лица с фирменным наименованием, сходным до степени смешения с товарным знаком, который планируется зарегистрировать, есть риск, что оно обратится с возражениями в Роспатент и воспрепятствует процедуре.

Готовим документы.

В п. 3 ст. 1492 ГК РФ перечислены сведения, которые должны быть в составе заявки на регистрацию ТЗ:

  1.  заявление о госрегистрации обозначения в качестве ТЗ с указанием заявителя, его места жительства или места нахождения;
  2.  само регистрируемое обозначение;
  3.  перечень товаров или услуг, по которым регистрируется ТЗ, в соответствии с классами МКТУ;
  4.  описание заявляемого обозначения.

⚖️ Требования к документам, содержащимся в заявке на регистрацию ТЗ и прилагаемым к ней документам, утверждены приказом Минэкономразвития РФ от 20.07.2015 г. № 482.

Оплачиваем госпошлину за формальную экспертизу и экспертизу товарного знака по существу.

Подаем документы в Роспатент одним из способов:

  • через раздел «Электронная подача» на сайте ФИПС;
  • через систему «Госуслуги».
  • при личном обращении в Роспатент;
  • почтовым отправлением или по факсу, с последующим представлением оригиналов документов.

Далее Роспатент проводит формальную экспертизу (проверка уплаты пошлины, наличия документов и т.д.) и экспертизу товарного знака по существу (проверка соответствия заявленного на регистрацию товарного знака требованиям законодательства РФ).

При положительном решении по итогам административных процедур оплачиваем пошлины за регистрацию товарного знака и получаем от Роспатента свидетельство на товарный знак.

Более подробная информация о каждом из этапов содержится в Приказе ФГБУ ФИПС от 20.01.2020 N 12 (ред. от 25.03.2022) «Об утверждении Руководства по осуществлению административных процедур и действий в рамках предоставления государственной услуги по государственной регистрации товарного знака, знака обслуживания, коллективного знака и выдаче свидетельств на товарный знак, знак обслуживания, коллективный знак, их дубликатов».

По регламенту общий срок рассмотрения заявки Роспатентом составляет 18 месяцев и 2 недели. При этом срок может быть продлен на срок направления запросов и уведомлений и сроки ответа на такие уведомления + сроки внесения изменений в заявку.

Но на практике, при отсутствии ошибок в документации, грамотном описании заявляемого обозначения и выборе классов МКТУ, данный срок может составить около 8 месяцев.

2. Как реагировать в ситуации, когда конкуренты и иные лица нарушают авторские и исключительные права?

Разберем, как владельцам онлайн-бизнеса и их юристам отслеживать возможные нарушения со стороны третьих лиц и оперативно на них реагировать.

«Лакомыми кусочками» для нарушителей являются не только онлайн-курсы, обучающие материалы, сторис, рилсы, фотографии, но даже и контент «воронок продаж»!
Какие действия предпринять, чтобы защитить нарушенные права на объекты интеллектуальной собственности?

1. Зафиксировать нарушение.

Здесь важно сосредоточиться на сборе и закреплении доказательной базы в отношении выявленного нарушения.

Способы фиксации:

  • скриншоты страниц с сайтов, социальных сетей, где обнаружено незаконное использование объекта интеллектуальной собственности,
  • видеофиксация нарушений (при этом обязательно указание даты и времени проведения съемки!),
  • осмотр сайта нотариусом и удостоверение информации на нем путем составления письменного протокола.

☝️Выбор способа фиксации зависит от того:

  • насколько серьезны допущенные нарушения,
  • как долго они совершаются,
  • какой размер убытков причинен автору (правообладателю).

2. Установить взаимодействие с нарушителем в переписке посредством электронных сообщений.

В переписке указываем на факт фиксации нарушения, требуем удалить незаконный контент и устанавливаем размер компенсации. Ждем реакции.

В практике юристов онлайн-бизнеса нередки случаи, когда после получения такого сообщения нарушитель оперативно удаляет заимствованные произведения и выходит на переговоры относительно размера компенсации.

3.Направить в адрес нарушителя досудебную претензию, если вопрос с ним не удастся решить мирным путем и возникает конфликтная ситуация. Претензия должна содержать:

  • требования истца к ответчику со ссылками на законы и иные нормативные правовые акты,
  • обстоятельства, на которых основаны требования, и подтверждающие их доказательства;
  • расчет размера подлежащей взысканию компенсации,
  • реквизиты банковского счета для перечисления компенсации.

4. Подать иск в суд при отсутствии реакции со стороны нарушителя на досудебную претензию либо при его несогласии с предъявляемыми требованиями.

Судебная практика наглядно демонстрирует, что предприниматели активно следят за своими результатами интеллектуальной деятельности и взыскивают немалые компенсации за посягательства на них.

К примеру, автор онлайн-курса взыскал в судебном порядке 1,7 млн. рублей компенсации за нарушение исключительных прав на его аудиовизуальные произведения (Постановление 15 ААС от 11.02.2024 по делу № А32-9515/2023).

В другом деле в пользу предпринимателя присуждена компенсация в размере 3 780 000 рублей за нарушение исключительных прав на видеоролики, демонстрирующие модный показ (Постановление СИП от 05.08.2024 по делу № Дело № А56-82853/2022).

Еще одному предпринимателю, скопировавшему чужой рилс и разместившему его на своей странице в соцсети, придется заплатить правообладателю 300 тысяч рублей (Постановление 10 ААС от 18.07.2024 по делу № А41-101804/23).

3. На что важно обратить внимание в офертах маркетплейсов?

Количество селлеров, желающих продавать свои товары на маркетплейсах, постоянно растет. Электронные торговые площадки предлагают вступить в договорные правоотношения на своих условия, направляя в адрес продавцов оферты. В них прописаны существенные аспекты и правила взаимодействия сторон.

И вот тут продавцам не стоит торопиться при принятии решения об акцепте. Нужно детально изучить положения оферты и все ее «подводные камни». Это позволит избежать финансовых потерь в виде возможных штрафных санкций и убытков.

Итак, на что селлерам нужно обращать внимание в первую очередь?

  • Обязанности продавца (особенно по порядку, срокам, правилам приемки, упаковки, маркировки товаров).
  • Возможности изменения договора (маркетплейсы любят обновлять условия оферты в одностороннем порядке – необходимо понять, каким образом происходит уведомление об этом).
  • Правила пользования порталом (личным кабинетом), в том числе в части обмена информацией (отчетность, соблюдение претензионного порядка и т.д.).
  • Порядок расчета вознаграждения за реализацию товаров маркетплейсом и получения выплат продавцом от площадки.
  • Информация об ответственности сторон (например, у ООО «Вайлдберриз» предусмотрен перечень штрафов в приложении к Оферте о реализации товара на маркетплейсе (на 5 листах)).

Анализ положений оферты поможет предпринимателю понять процессы, происходящие на площадке, и, как следствие, выстроить прибыльный бизнес.
Незнание оферты или невнимательное отношение к ней грозит продавцам негативными последствиями.

Так, суд признал правомерным начисление маркетплейсом 200-тысячного штрафа компании за ее действия по самовыкупу товаров с целью манипулирования рейтингом (Постановление 10 ААС от 28.08.2024 по делу № 41-20511/2024).

В другом деле предприниматель счел, что маркетплейс неправомерно начислил и удержал с него стоимость логистики в сумме 1 091 897 руб. 50 коп. Однако суд встал на сторону площадки: в карточках товаров селлер не указывал габариты товара. А на портале маркетплейса были опубликованы изменения о значительном увеличении коэффициентов за отсутствие такой информации.

Поскольку продавцом нарушены обязательства по агентскому договору, денежные средства удержаны маркетплейсом на законных основаниях.
(Постановление АС Московского округа от 25.07.2024 по делу № А41-75050/2023).

Еще больше информации, связанной с юридическим сопровождением онлайн-бизнеса и другими сферами юриспруденции, разбирается на экспертных эфирах в Клубе процессуалистов России.

Практикующие адвокаты и юристы отвечают на самые острые правовые вопросы, разъясняют новеллы законодательства и дают полезные рекомендации по применению актуальной судебной практики.

Если хотите посмотреть записи прямых эфиров с экспертами, оставьте заявку на сайте Клуба, и вам будет предоставлен демодоступ на 7 дней - оставить заявку.

Фото автора

к.ю.н., основатель Клуба процессуалистов России и онлайн-школы повышения квалификации юристов – Школы права Мадины Сюняевой, автор курса «Юрист для онлайн-бизнеса», методолог образовательных программ.

#Юрист
#Юридические вопросы
iconВ избранноеPDF