Логотип Аскон
188
iconВ избранноеPDF

Сервис оценки юрлиц: ваша компания глазами налоговиков

В личном кабинете юрлица на сайте ФНС есть "Сервис оценки юридических лиц", в котором организации могут запросить выписку на себя с результатами оценки своей финансово-хозяйственной деятельности. Зачем это нужно - в нашей статье.

Чем полезен сервис и как проводится оценка

С помощью сервиса оценки юрлиц можно оценить:

  • финансовое состояние компании (показатели оценки основаны на финансовом анализе юрлица и характеризуют его устойчивость в краткосрочной и среднесрочной перспективе);
  • динамику ее развития;
  • возможные риски сотрудничества с нею (например, риски ликвидности, кредитные риски).

То есть сервис помогает выделить из десятков тысяч юрлиц надежные организации. Если ваша компания является таковой, то оценочную информацию можно использовать для того, чтобы подтвердить свою репутацию перед контрагентами. Работает это и в обратную сторону: оценка поможет вам не промахнуться в выборе партнера.

Внимание. Выписка из сервиса оценки юридических лиц для индивидуальных предпринимателей не выдается.

Сведения об оценке деятельности вашей компании, как уже отмечалось, вы найдете в своем личном кабинете. Оценку деятельности контрагента вам может предоставить только он сам. Согласуйте возможность обмена информацией друг с другом - к примеру, перед заключением договора и во время исполнения сделки, допустим, раз в квартал (рекомендуем закрепить это обязательство в договоре). Так актуальная информация будет всегда на руках.

Итак, как же налоговики проводят указанную оценку? Анализ деятельности производится по 35 параметрам в два этапа по запросу самой организации (Методика, утв. Приказом ФНС от 17.05.2024 N ЕД-7-31/398@, далее - Методика).

Сначала компания оценивается по базовым критериям, в частности таким (п. 6 Методики):

  • числится ли в реестре недобросовестных поставщиков;
  • есть ли существенная недоимка;
  • готовится ли к исключению из ЕГРЮЛ;
  • ликвидируется ли;
  • введена ли процедура наблюдения, внешнего управления, конкурсного производства.

Иными словами, чтобы пройти первый этап проверки, компания должна быть действующей, самостоятельной и не иметь предпосылок к банкротству либо ликвидации. Второй этап оценки начинается только после успешного прохождения первого.

На втором этапе оценивается финансово-хозяйственное состояние компании. Так, сервис оценивает средний уровень зарплаты, налоговую нагрузку, коэффициенты платежеспособности, автономии, ликвидности, проверяет, является ли адрес компании массовым, вся ли налоговая отчетность представлена и т.д. (п. 7 Методики).

По результатам оценки юрлицу присваивается определенное количество баллов (чем больше баллов, тем надежнее компания) и формируется выписка с данными по каждому критерию. Надо сказать, что выписка имеет два шаблона, которые содержат разный набор критериев (п. 4 Методики). Можно выбрать один из вариантов или же запросить оба - решение за вами.

Справка. Помимо оценочной выписки, у контрагента можно запросить доступ к разделу "Как меня видит налоговая" в его личном кабинете. Там вы найдете показатели его финансово-хозяйственной деятельности и сведения о налоговой дисциплине. Для этого надо "постучаться" в личный кабинет партнера (найти его можно по ИНН), и, если он добавит вашу компанию в "друзья", вы получите доступ к его данным (Информация ФНС от 16.03.2022 "В личных кабинетах ЮЛ и ИП теперь можно найти информацию о показателях финансово-хозяйственной деятельности контрагентов").

Как заказать оценочную выписку

Для получения выписки необходимо:

  • на сайте ФНС зайти в личный кабинет юрлица (www.lkul.nalog.ru);
  • нажать на кнопку "Запросить выписку" в разделе "Сервис оценки юридических лиц" (подсистема "Как меня видит налоговая"), выбрав один из двух шаблонов выписки. Запрашивать оценку по каждому из шаблонов можно не чаще одного раза в день (п. 2 Методики);
  • ожидать выписку. После обработки запроса отразится статус "Расчет выполнен" и появится ссылка для скачивания выписки в PDF-формате и с ЭЦП налогового органа с указанием номера и даты формирования выписки. По времени этот процесс занимает не более 1 рабочего дня после направления запроса (п. 3 Методики).

Если, получив свою выписку, вы не согласны с данными в ней, можете направить запрос о корректировке сведений. Для этого нажмите кнопку "Заявление о корректировке сведений выписки". Далее в свободной форме изложите, что не так, и приложите документы, подтверждающие ваше обращение (п. 8 Методики).

Ответ налоговики подготовят и вышлют в течение 7 рабочих дней после направления запроса. Если в выписке действительно была ошибка, вам сообщат о внесении изменений и о возможности формирования новой выписки. Старая выписка аннулируется автоматически.

* * *
Если вы с партнерами договорились об обмене оценочными выписками, то убедиться в том, что выписка не подделана, можно двумя способами (пп. 9 - 9.2 Методики):

  • по QR-коду. Сканируйте код, расположенный в правом верхнем углу первой страницы выписки;
  • через сайт ФНС с помощью сервиса "Проверка достоверности выписки из сервиса оценки юридических лиц" (www.service.nalog.ru). Введите ИНН лица и код верификации данных, расположенный в правом верхнем углу первой страницы выписки.

Результатом поиска станет информационное сообщение о том, что выписка найдена (появится краткая информация из выписки), либо о том, что информация не найдена, с указанием возможной причины (произошла ошибка на этапе ввода реквизитов или такого документа не существует).

Статья впервые опубликована в журнале "Главная книга" N 18, 2024

 
Фото автора

старший эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению

#Бухгалтер
#Юрист
#Налоговый контроль
iconВ избранноеPDF