Вопрос
Мы должны переехать в новое здание. Можем ли мы закупить мебель для персонала через аукцион, а мебель для руководителя приобрести двумя прямыми договорами, чтобы купить то, что нам нужно, а не то, что предложат те, которые выиграют.
Ответ
Заказчик вправе самостоятельно выбрать способ закупки, но с учетом ограничений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон N 44-ФЗ).
Обоснование
Согласно пункту 1 статьи 24 Закона N 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с ч. 5 ст. 24 Закона N 44-ФЗ заказчик выбирает способ определения поставщика самостоятельно с учетом требований данного Закона. Этот выбор не должен влечь за собой необоснованное сокращение числа участников закупки, поэтому в техническом задании рекомендуется обосновать способ определения поставщика.
Проведение аукциона
Заказчик вправе по своему желанию проводить электронные аукционы для закупки товаров (работ, услуг), которые не включены в специальные перечни[1] (ч. 3 ст. 59 Закона N 44-ФЗ). Электронный аукцион не проводится, если заказчик обязан применять закрытые способы определения поставщика (подрядчика, исполнителя; далее – поставщик) (ч. 1 и 2 ст. 84 Закона N 44-ФЗ). Других ограничений на использование электронного аукциона для определения поставщика законом не предусмотрено.
Следовательно, вы вправе провести аукцион на закупку мебели для своего персонала.
Закупка у единственного поставщика
Статьей 93 Закона N 44-ФЗ предусмотрены случаи, когда возможно осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) без использования конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В частности, подпунктом 4 пункта 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ предусмотрено осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 тыс. руб.
При этом годовой объем таких закупок ограничен (за исключением закупок для нужд сельских поселений) и не должен превышать одно из следующих значений:
- 2 млн руб.;
- 5% от совокупного годового объема закупок, составляя при этом не более 50 млн руб.
Стоит отметить, что ограничений по количеству таких контрактов, а также по одноименности закупаемых товаров, работ, услуг в течение какого-либо календарного периода времени (квартал, месяц, день) нормы Закона N 44-ФЗ не содержат (см. Письмо Минэкономразвития России от 20.10.2015 N Д28и-3179, Письмо Минэкономразвития России от 06.12.2016 N Д28и-3204, от 14.07.2016 N Д28и-1805) .
Например, если в феврале текущего года заказчик заключит контракт на поставку канцелярских товаров на сумму 90 тыс. руб., то при наличии потребности в этих товарах в марте этого же года он вправе закупить их у единственного поставщика при условии, что цена каждого контракта не превышает 100 тыс. руб. Главное, чтобы годовой объем закупок у единственного поставщика не превышал установленных подпунктом 4 пункта 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ лимитов.
Между тем, в соответствии с частью 2 статьи 8 Закона N 44-ФЗ запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям указанного Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Дробление сторонами общего объема товаров, подлежащих закупке в пределах, не превышающих ста тысяч рублей, может быть расценено как намерение сторон уйти от соблюдения процедуры торгов. Аналогичные примеры встречаются и в судебной практике.
В Постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2015 по делу N А65-12638/2015 суд пришел к выводу, что поскольку спорные договоры были подписаны сторонами в один день, а также имели своим предметом выполнение одной работы, данные договоры образуют единую сделку, искусственно раздробленную и оформленную двумя самостоятельными договорами для формального соблюдения ограничения максимальной суммы государственного контракта, заключаемого с единственным поставщиком, подрядчиком, исполнителем (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе), следовательно, действия сторон по заключению договора без проведения конкурентных процедур направлены на ограничение конкуренции с целью не допустить других участников для размещения заказа.
В другом деле стороны не смогли объяснить цели дробления общего объема работ (в том числе на два контракта по каждому объекту), доказательства, обосновывающие целесообразность и законность такого дробления в материалы дела не представили, в связи с чем, дробление сторонами общего объема работ суд расценил как свидетельство намерения сторон уйти от соблюдения процедуры торгов (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19.07.2017 N Ф08-4516/2017 по делу N А32-36036/2016 ).
Если будет установлено, что заказчик принял решение о способе определения поставщика в нарушение требований Закона N 44-ФЗ, ему грозит административная ответственность за то, что он (ч. 1, 2 ст. 7.29 КоАП РФ).
Таким образом, заказчик имеет право на проведение закупки мебели для генерального директора у единственного поставщика с соблюдением требований Закона N 44-ФЗ.
Несмотря на то, что закупки на сумму до 100 тыс. руб. не ограничены правилом об одноименных товарах, во избежание негативных последствий указанные сделки целесообразно проводить с определенными разрывами по времени.[2]
![]() |
На вопрос отвечала: Е. А. Карапетян, |