Должен ли заказчик производить удержания из вознаграждения самозанятого и в каком размере? | Аскон

Главная > Аскон-Навигатор > Вопрос-Ответ > Должен ли заказчик производить удержания из вознаграждения самозанятого? И в...

Должен ли заказчик производить удержания из вознаграждения самозанятого? И в каком размере, ведь удержания возможны после уплаты налогов?


автор ответа, консультант Аскон

Вопрос

С самозанятым заключен долгосрочный договор на оказание консультационных услуг. В организацию поступило постановление от судебного пристава с требованием удерживать из доходов самозанятого 50% с целью погашения задолженности по кредитным обязательствам. Должна ли организация-заказчик производить удержания из вознаграждения самозанятого? Если да, то в каком размере, ведь по закону удержания удержать можно после уплаты налогов, а самозанятый уплачивает налоги самостоятельно?

Ответ

В рассматриваемой ситуации организация-заказчик должна производить удержания, поскольку законодательство об исполнительном производстве не относит вознаграждения самозанятых по гражданско-правовым договорам, которые заключены в целях осуществления экономической деятельности, к доходам, на которые не может быть обращено взыскание.

Представляется, что размер удержания необходимо рассчитывать из каждой подлежащей выплате самозанятому суммы вознаграждения без учета налога. Отсутствие правового регулирования подобных ситуаций свидетельствует о правовом пробеле, который требует внесения законодательных изменений. Отметим также, что закон не позволяет уменьшить размер удержания по исполнительному документу в зависимости на предполагаемую к уплате сумму налога.

Обоснование

В отношении отдельных видов предпринимательской деятельности законом могут быть предусмотрены условия осуществления гражданами такой деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (второй абзац пункта 1 статьи 23 Гражданского кодекса РФ).

Согласно части  1 статьи 2 Федерального закона от 27.11.2018 N 422-ФЗ (ред. от 28.12.2022) "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" (далее также – Закон № 442-ЗФ), применять специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" (далее также - специальный налоговый режим) вправе физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, местом ведения деятельности которых является территория любого из субъектов Российской Федерации, включенных в эксперимент и указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, за исключением территории федеральной территории "Сириус", либо территория федеральной территории "Сириус", либо территория города Байконура в период действия Договора аренды комплекса "Байконур".

Самозанятыми на практике называют лиц, перешедших на уплату специального налогового режима, предусмотренного названным Федеральным законом.

Частью 6 указанной нормы права предусмотрено, что физические лица при применении специального налогового режима вправе вести виды деятельности, доходы от которых облагаются налогом на профессиональный доход, без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, за исключением видов деятельности, ведение которых требует обязательной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с федеральными законами, регулирующими ведение соответствующих видов деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона № 422-ФЗ, объектом налогообложения признаются доходы от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав).

Порядок обращения взыскания на заработную плату и иные доходы должника-гражданина урегулирован нормами главы 11 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 06.04.2024) "Об исполнительном производстве" (далее также – Закон об исполнительном производстве).

Как следует из части 3 статьи 98 Закона об исполнительном производстве, лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, со дня получения исполнительного документа от взыскателя или копии исполнительного документа от судебного пристава-исполнителя обязаны удерживать денежные средства из заработной платы и иных доходов должника в соответствии с требованиями, содержащимися в исполнительном документе. Лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, в трехдневный срок со дня выплаты обязаны переводить удержанные денежные средства на депозитный счет службы судебных приставов.

Закон об исполнительном производстве, закрепляя обязанность для лиц, выплачивающих вознаграждения, производить удержания по исполнительным документам, не раскрывает при этом, какие периодические платежи признаются доходом, на который может быть обращено взыскание.

В этой связи, в целях применения Закона об исполнительном производстве, справедливой представляется правовая позиция Конституционного Суда РФ, изложенная в определении от 11.05.2012 N 800-О-Р. Согласно этой позиции, не могут облагаться алиментами доходы, полученные гражданином вне связи с осуществлением им трудовой и экономической деятельности, - в частности, при разовых сделках по продаже недвижимости (квартиры, земельного участка, садового домика и пр.). Данный правовой подход, распространим не только на случаи взыскания алиментов, но и в случаях принудительного исполнения исполнительных документов по иным видам платежей (долгов).

Более того, доходы, на которые не может быть обращено взыскание перечислены в части 1 статьи 101 Закона об исполнительном производстве. В перечне доходов, перечисленных в указанной норме права, выплаты в пользу самозанятых не указаны (не поименованы).

Таким образом, с вознаграждения самозанятого, как и доходов работника, необходимо производить удержания по исполнительным документом, поступившим от судебного пристава или взыскателя, в порядке и размерах, предусмотренных статьями 98 и 99 Закона об исполнительном производстве.

В действительности по правилам части 1 статьи 99 Закона об исполнительном производстве, размер удержания из заработной платы и иных доходов должника, в том числе из вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, исчисляется из суммы, оставшейся после удержания налогов.

В свою очередь, организация при перечислении вознаграждения самозанятому организация-заказчик не выступает налоговым агентом и соответственно не производит удержание и уплату налогов.

Отсутствие правового регулирования подобных ситуаций, свидетельствует о пробеле, который требует внесения законодательных изменений.

Cледует отметить, что закон не позволяет уменьшить размер удержания по исполнительному документу в зависимости на предполагаемую к уплате сумму налога. В связи с чем удержание, по нашему мнению, необходимо рассчитывать из каждой подлежащей выплате самозанятому суммы вознаграждения без учета налога.

#Бухгалтер #Бухгалтерский и налоговый учет

В избранное PDF

Уведомления