Вопрос
Сотрудник после работы ехал домой на личном мотоцикле, упал и сломал ногу. Является ли данный случай больничного производственной травмой?
Ответ
Получение работником телесного повреждения (перелом ноги) при следовании на личном транспортном средстве (мотоцикле) признается производственной травмой и подлежит расследованию в установленном порядке только в случае использования личного транспортного средства в служебных целях по распоряжению работодателя (его представителя) или по соглашению сторон трудового договора.
Обоснование
Несчастный случай на производстве - это событие, в результате которого работник погиб или получил повреждение здоровья при выполнении трудовых обязанностей или работ в интересах работодателя (ч. 1 ст. 227 ТК РФ, абз. 10 ст. 3 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ, ч. 3 п. 3 Положения об особенностях расследования несчастных случаев, утвержденного Постановлением Минтруда России от 24.10.2002 N 73).
Расследованию в установленном порядке как несчастные случаи подлежат события, в результате которых пострадавшими были получены:
- телесные повреждения (травмы), в том числе нанесенные другим лицом;
- тепловой удар, ожог, обморожение, утопление;
- поражение электрическим током, молнией, излучением;
- укусы и другие телесные повреждения, нанесенные животными и насекомыми;
- повреждения вследствие взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств, иные повреждения здоровья, обусловленные воздействием внешних факторов.
Приведенные события могут являться несчастными случаями на производстве, если они произошли с работником (ст. 227 ТК РФ):
- в течение рабочего времени на территории работодателя либо в ином месте выполнения работы, в том числе во время установленных перерывов, а также в течение времени, необходимого для приведения в порядок орудий производства и одежды, выполнения других предусмотренных правилами внутреннего трудового распорядка действий перед началом и после окончания работы, или при выполнении работы за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени, в выходные и нерабочие праздничные дни;
- при следовании к месту выполнения работы или с работы на транспортном средстве, предоставленном работодателем (его представителем), либо на личном транспортном средстве в случае использования личного транспортного средства в производственных (служебных) целях по распоряжению работодателя (его представителя) или по соглашению сторон трудового договора;
- при следовании к месту служебной командировки и обратно, во время служебных поездок на общественном или служебном транспорте, а также при следовании по распоряжению работодателя (его представителя) к месту выполнения работы (поручения) и обратно, в том числе пешком;
- при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах, в том числе действий, направленных на предотвращение катастрофы, аварии или несчастного случая.
Таким образом, получение работником телесного повреждения (трамвы) при следовании на личном транспортном средстве признается производственной травмой и подлежит расследованию в установленном порядке только в случае использования личного транспортного средства в служебных целях по распоряжению работодателя (его представителя) или по соглашению сторон трудового договора.
Судебная практика подтверждает данный вывод:
Для признания несчастного случая произошедшим на производстве необходимо, чтобы травма была получена работником на территории организации в рабочее время либо во время следования работника на работу или с работы на транспортном средстве, предоставляемом работодателем, либо на личном транспортном средстве в случае использования личного транспортного средства в производственных (служебных) целях (Постановление Президиума ВАС РФ от 28.12.2010 N 11775/10 по делу N А40-101647/09-119-757, Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 19.05.2011 N 33-7334/2011).
На вопрос отвечала: Ю.И. Удалова, эксперт ИПЦ "Консультант+Аскон" |